Форсирование звука

Достаточно часто певцы на репетициях или концертах попадают в акустически сложные условия: заглушенная комната с большим количеством мягкой мебели, поглощающей звук, маленькое помещение с барабанной установкой, сцена без мониторной подзвучки — все эти факторы являются основной причиной срывов голоса.

Такие некомфортные условия побуждают вокалиста форсировать звук, то есть переходить на крик вместо пения. Вследствие этого голосовые связки начинают перенапрягаться, что ведет к потере контроля над вокальной техникой. Именно такие обстоятельства в 80% случаев приводят к утрате певческого голоса, в лучшем случае, на несколько дней, а в самом худшем — на долгие годы.

Стоит отметить, что форсированный звук сопровождается излишним перенапряжением гортани, связанным с попыткой спеть очень высокие или очень низкие ноты. Форсированием можно назвать искусственное искажение тембра, которое также может быть вызвано длительными занятиями, пением в больном состоянии и усталостью нервной системы.

Чтобы голосовой аппарат вокалиста не подвергался излишней нагрузке, при пении необходимо подключать верхние резонаторы. Данный способ позволит голосу звучать ярче и создаст дополнительные источники контроля. Необходимо помнить, что качественный звук может получиться только в расслабленном состоянии мышц гортани и плечевого пояса, а громкость звучания достигается правильным дыханием (работой диафрагмы) и использованием различных резонаторов.

Начинающим певцам, у которых голосовой аппарат еще недостаточно окреп, важно не допускать чрезмерных и непосильных нагрузок. Пойте не больше, чем 30-40 минут в день в диапазоне, удобном для вас. Также не стоит петь высокие ноты на протяжении долгого времени. Если после занятий вокалом вы ощущаете усталость в голосе, вам трудно говорить, появился хрип или сип, то время занятий необходимо сократить и уделить внимание правильности вокальной техники.

Многие начинающие вокалисты перестают должным образом заниматься вокальной техникой, а именно упражнениями, как только появляются первые успехи, а с ними — ложная вокальная самоуверенность. Это большая ошибка, которая в дальнейшем приведет не только к форсированию звука, но и другим неприятным последствиям.

Упражнения являются обязательной частью занятий как для новичков, так и для профессионалов. Они нацелены на освоение базовых вокальных приемов и выработки правильных музыкальных навыков. Если эти певческие привычки не доведены до состояния автоматизма (“вбиты” в мышечную память), то потерять наработанное за время недолгого обучения достаточно легко. В случае нерегулярного невыполнения упражнений вокалистам нередко приходится начинать все с начала: забыть о разучивании репертуара и “сидеть на вокальной диете”, — не петь ничего, за исключением упражнений.

Бывает, что певец, понимая, что он потерял приобретенные навыки, ведет себя неправильно: в погоне за новыми достижениями, он наотрез отказывается возвращаться к началу. На практике такое поведение не приводит к желаемым результатам, поэтому, чем раньше вы осознаете и примите выполнение упражнений как обязательный факт, тем быстрее вы достигните своих музыкальных целей.


.