Революции в музыкальной индустрии напрямую связаны с появлением новейших технологий, а новые направления в музыке рождаются благодаря изобретению оригинальных инструментов или нестандартных способов звукозаписи и воспроизведения.
К примеру, такой инструмент как электрогитара подарила миру рок-музыку, а такие стили как нью-вейв и синти-поп появились благодаря массовым продажам дешевых синтезаторов. Усовершенствованные фонографы Эдисона, различные проигрыватели и пластинки дали жизнь хип-хопу, эйсид-хаус зародился благодаря базовому синтезатору ТВ-303, а домашние компьютеры дали возможность сделать прорыв в электронной музыке.
Какой будет музыка будущего — покажет время, но можно с уверенностью сказать, что поиск новых форм музыкального выражения не стоит на месте. В XXI веке продолжается изобретение необычных музыкальных инструментов, о некоторых из которых мы поговорим сегодня.
Eigenharp – это бренд электронного инструмента, изобретенного в 2008 году в Великобритании Джоном Ламбертом, который потратил более восьми лет на его разработку. По своей форме Eigenharp напоминает обычный фагот, оснащенный богатой электроникой. Этот футуристичный инструмент — открытие и большая радость для мультиинструменталистов, обладающих богатой фантазией. Eigenharp сочетает в себе секвенсор – устройство, записывающее и воспроизводящее музыку в реальном времени, духовой синтезатор, секцию с перкуссионными кнопками, а также всевозможные контроллеры.
Harpejji – это струнный музыкальный инструмент, который разработал Тим Микс в 2007 году. В первую очередь, этот инструмент направлен на то, чтобы преодолеть разрыв в звучании и технике игры на фортепиано и гитаре. Можно сказать, что это гибрид двух инструментов, внешне напоминающий большую цитру. Техника звукоизвлечения достаточно проста, поэтому Harpejji — это не самый сложный в освоении инструмент. Чтобы воспроизвести нужный звук или мелодию, нужно прижимать струны к панели — такой способ называется тэмпинг. Различают два вида этого инструмента: на четыре октавы (16-струнные) и на пять октав (24-струные). На таком Harpejji играет классик прогрессив-метала клавишник Джордан Рудесс из группы Dream Theater.
AlphaSphere – это электронный музыкальный инструмент, прообраз которого был изобретен Британским студентом в 2007 году. Несмотря на то, что в техническом плане этот инструмент не является ноу-хау, AlphaSphere выглядит очень стильно и идеально подойдет для музыкантов, которые хотят выглядеть эффектно на сцене. По своей конструкции AlphaSphere представляет собой эргономичную модульную сферу (семплер сферической формы). Он состоит из 48 тактильных, эластичных прокладок, реагирующих на прикосновение, давление и скорость. В режиме реального времени, благодаря чувствительности пластин к давлению, возможно производить модуляции аудио параметров каждой играемой ноты, в то время как на эффектность исполнения влияют встроенные светодиоды, реагирующие на прикосновения.
Reactable – это электронный электроакустический музыкальный инструмент, в разработке которого участвовали испанские изобретатели Мартин Кальтенбруннер, Серги Жорда, Маркос Алонсо и Гюнтер Гейгер из барселонского института аудиовизуальных технологий. В 2003 году они приступили к разработке музыкального стола, а уже через два года на «Международной компьютерной музыкальной конференции» был представлен его прототип. Принцип его работы достаточно прост, но описать словами научно-фантастическое волшебство достаточно сложно — это тот инструмент, который надо видеть. Reactable представляет собой стол с мультитач-панелью, на который устанавливаются специальные генераторы звука. Сама мелодия будет зависеть от выбора генератора и его положения относительно других генераторов. Принципы взаимодействия, громкость и другие параметры определяются в режиме реального времени. Стоит отметить, что этот музыкальный инструмент требует точной координации движений — создание музыки в прямом смысле находится в руках музыканта. Примечательно, что играть на таком инструменте может как один, так и группа человек одновременно. Популярность Reactable начала набирать обороты в 2006 года, но по-настоящему активный интерес появился после того, как известная певица Бьорк использовала его в 2007 году в своем концертном туре.