Многих начинающих вокалистов зачастую интересует вопрос, какой у них голос и как он называется. Сегодня мы попробуем разобраться в этой важной и актуальной теме и научимся правильно определять свой тип голоса. Следует отметить, что в данной статье речь будет идти о сформировавшихся голосах, так как типы детского голоса — это другая история.
Определение голоса очень важно для вокалиста, потому что неправильно поставленный «диагноз» может пагубно отразиться на голосовом аппарате. Многие часто заблуждаются в том, что тип голоса распознается только по тому, какие ноты вы способны взять. На самом деле для этого существуют несколько параметров, такие как тембр, диапазон, переходные ноты и прочее. К примеру, низкие от природы голоса (бас) способы воспроизводить «теноровые» ноты, но это совершенно не означает, что такой голос можно отнести к тенору. В практике случается так, что начинающие неопытные вокалисты, в желании петь высокие ноты, переоценивают свои способности. Чаще всего это вызвано желанием подражать своим кумирам или желанием доказать окружающим, что «я могу спеть так же, как и эта мировая звезда». Стоит помнить, что ваш оригинальный вокал будет звучать гораздо лучше, чем насильно выдавленное пение.
Перед тем, как непосредственно перейти к способам определения типов голоса, хотелось бы отметить, что в этом вопросе до сих пор существуют сложности и неясности. Немало людей имеют искаженное представление о типах голосов. Есть мнение, что для эстрадного вокала классификация голосов не нужна и необходима только для академического вокала, но это не совсем так. Разделение голосов в современной эстраде есть, но строится не по классической схеме: контральто, меццо-сопрано, сопрано и так далее, а по принципу «очень низкий голос, низкий, высокий и очень высокий». Отличие в том, что в такой классификации нет четких границ.
Вообще человеческий голос, как у мужчин, так и у женщин, по природе разделен на три типа. Многие начинающие вокалисты зачастую находятся в заблуждении, путая тип голоса с тембром, в то время как это совершенно разные понятия. Под типом голоса прежде всего подразумевается звуковысотная характеристика, то есть положение голоса на шкале звукоряда. А вот тембровые особенности скорее важны для оценки голоса с художественной точки зрения и не столь важны для классификации, чего нельзя сказать о тесситурной выносливости, присущей всем голосам вне зависимости от того, в каком стиле вы поете.
Под тесситурой подразумевается высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса. Главным условием художественного исполнения, а именно свободы звучания, естественности и красоты является соответствие тесситуры вокального произведения и характеру голоса певца.
Для того, чтобы определить подходит ли то или иное произведение по тесситуре, вам необходимо обратить внимание, как высоко или низко находятся большее количество нот по отношению к вашим крайним верхним и нижним участкам голоса. Проще говоря, обратите внимание, как долго вам придется петь «неудобные» ноты. Если они встречаются изредка, то тесситура вам подходит, если они встречаются часто и голос быстро садится, то тесситура для вас не подходит и в этом случае стоит изменить тональность. Комфортная зона певческого диапазона, в которой вы сможете петь долгое время без вреда для своего голосового аппарата будет являться вашей родной тесситурой.
Для многих певцов повышение или понижение тесситуры даже на тон или полтона зачастую может быть вредоносным, поэтому при выборе типа голоса часты ошибки. Наличие у многих поющих двух и более верхних резонаторов многих сбивает с толку в определении типа. При наличии более высоких резонаторов, отличных от типовых, голос обретает тембровые качества более высокого голоса, несвойственного природе. К примеру, самое настоящее контральто по звуковысотным характеристикам, но обладающее вторым головным резонатором, может звучать как сопрано.
Для того, чтобы определить тип голоса по тесситуре, необходимо учитывать такое понятие, как регистр (более подробно вы можете прочитать об этом в предыдущих статьях). К примеру, мужской голос звучит без особого напряжения, когда большинство нот приходятся на ля, соль, фа первой октавы – это может быть и тенор, и баритон. Так как же определить какой это тип? Важно не только, что эти ноты были просто спеты, но и как они звучали. Если они были спеты на фальцете, то никакого напряжения не будет. Однако запомните, что тип голоса по фальцету (у женщин — по головному регистру) не определяется. Новичкам достаточно сложно разобраться во всем этом без профессионального педагога по вокалу, потому что без понимания системы звуковых образов трудно распознать отличия между регистрами.
Ниже приведены таблицы с типами голосов, но стоит отметить, что это всего лишь сжатая спецификация. Везде есть исключения из правил, тем более если это касается вопросов вокала, которые должны учитывать анатомическую конституцию каждого человека. К примеру, давно известно, что чем короче и тоньше голосовые связки, тем выше тип голоса, однако у тенора Энрико Карузо были длинные баритоновые связки.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы дать вам несколько советов:
1. Пойте там, где ваш голос звучит лучше всего. Укрепляйте свои вокальные навыки в удобном для себя диапазоне – это единственный безопасный и эффективный способ разработать «золотую середину». В этом случае вы сможете рассчитывать на то, что со временем ваш диапазон расширится.
2. До тех пор, пока вы не узнали свою природу голоса и не научились чувствовать и понимать, как работает ваш голосовой аппарат, ни в коем случае не подражайте кумирам и известным певцам.
3. Даже если вы все понимаете в теории, читая специализированную литературу, и учитесь вокальному искусству самостоятельно, помните, что это, прежде всего, практическая дисциплина. Следует обратиться к педагогу по вокалу, который поможет Вам сопоставить теорию с правильной практикой.
Но самое главное, помните: ваша аудитория – это люди, которые, чаще всего, ничего не знают о вокале, им все равно, как называется ваш тип голоса или в какой тесситуре вы поете. Они ценят вас не за высоту голоса и многочисленные вокальные приемы, а за индивидуальный тембр, стиль и манеру исполнения!