Как и любой струнный инструмент, гитара нуждается в регулярной настройке. Насколько регулярной – зависит от инструмента, струн и манеры звукоизвлечения гитариста. Так или иначе, перед каждым сеансом занятий необходимо проверять настройку гитары. Это правило особенно актуально для новичков, которые, в силу пока еще не развитого слуха, часто не способны распознать расстроенный инструмент, просто начав играть на нем. А последствия игры на расстроенной гитаре воистину ужасны: любые задатки музыкального слуха не только не развиваются, но и деградируют, понимание критериев благозвучности не формируется, закладывается неверное представление о том, как должен звучать инструмент. Чтобы избежать этих неприятных явлений, воспользуйтесь нашим подробным руководством по настройке инструмента всевозможными способами.
Для начала разберемся со строем инструмента. Стандартный гитарный строй выглядит так:
- 6-ая струна (самая толстая) – E («ми» большой октавы)
- 5-ая струна – A («ля» большой октавы)
- 4-ая струна – D («ре» малой октавы)
- 3-я струна – G («соль» малой октавы)
- 2-я струна – B («си» малой октавы)
- 1-я струна (самая тонкая) – E («ми» первой октавы)
Способ 1: в полевых условиях
Если одна из струн настроена, то по ней можно настроить все остальные. Как правило, этой струной является первая. Существует несколько способов сделать это. Первый подойдет в том случае, если вы находитесь в полевых или близких к таковым условиях, когда под рукой нет ни компьютера, ни тюнера, ни камертона, ни гарантированно настроенного инструмента. Просто натяните первую струну так, чтобы она не провисала и не была перетянутой. В высшей степени неидеальный метод, которым иногда приходится пользоваться.
Способ 2: камертон
Следующий, более точный способ настройки первой струны – использование эталонного источника ноты E («ми» первой октавы, открытая 1-ая струна) или A («ля» первой октавы, 1-ая струна, зажатая на 5-ом ладу). В роли такого источника может выступать духовой или вилочный камертон, который может издавать ноту E или A. Заметим, что при таком способе настройки более удобен духовой камертон, который используется как свисток и позволяет освободить руки для манипуляций с инструментом. Извлекая звук из камертона и струны (открытой в случае камертона «Ми» и зажатой на 5-ом ладу в случае камертона «Ля») мы должны добиться одинакового звучания. На этом моменте заострим внимание: под «одинаковым звучанием» подразумевается полная идентичность двух звуков по высоте, они должны сливаться воедино и никакой из звуков не должен звучать выше или ниже относительно другого. Такого рода слияние на языке теории музыки называется унисоном. Новичку бывает трудно услышать и понять, насколько звуки совпадают по высоте, особенно если у них разный тембральный характер (несмотря на одну и ту же ноту, извлекаемую на камертоне и гитаре, звучат они по-разному), но это совершенно нормально и при регулярной практике навык обязательно появляется. Кстати, несмотря на удобство духовых камертонов, вилочные немного точнее.
Кроме камертона для настройки первой струны можно использовать другой инструмент, например, синтезатор или пианино (разумеется, настроенное).
Способ 3: телефон
Еще один способ настройки первой струны настолько элегантен, что не упомянуть его невозможно. Для обращения к нему вам необходим мобильный телефон и номер, который на протяжении долгого времени точно не захочет вам отвечать. Набираем этот номер, включаем громкую связь и слышим гудки, а именно ноту «Ля» первой октавы, которую можно взять на 5-ом ладу первой струны.
Теперь 1-ая струна заливается нотой «Ми», а значит можно приступать к настройке ее оставшихся пяти сестер. Это совсем несложно, нужно только запомнить, каким образом струны взаимосвязаны:
- 1-ая струна E («Ми») соответствует 2-ой струне, зажатой на 5-ом ладу («Ми»)
- 2-ая струна B («Си») соответствует 3-ей струне, зажатой на 4-ом ладу («Си»)
- 3-я струна G («Соль») соответствует 4-ей струне, зажатой на 5-ом ладу («Соль»)
- 4-ая струна D («Ре») соответствует 5-ой струне, зажатой на 5-ом ладу («Ре»)
- 5-ая струна A («Ля») соответствует 6-ой струне, зажатой на 5-ом ладу («Ля»)
Это самый распространенный и простой способ проверки высотности струн относительно друг друга. Но есть еще пара более точных способов.
Октавная настройка
- 2-ая струна B («Си») звучит на октаву ниже 1-ой струны, зажатой на 7-ом ладу
- 3-я струна G («Соль») звучит на октаву ниже 2-ой струны, зажатой на 8-ом ладу
- 4-ая струна D («Ре») звучит на октаву ниже 3-ей струны, зажатой на 7-ом ладу
- 5-ая струна A («Ля») звучит на октаву ниже 4-ой струны, зажатой на 7-ом ладу
- 6-ая струна E («Ми») звучит на октаву ниже 5-ой струны, зажатой на 7-ом ладу
Для того чтобы использовать этот способ, нужно хорошо слышать октавные звуки, которые, несмотря на различную высоту, звучат очень похоже и благозвучно сливаются.
Настройка по флажолетам
Флажолет – звук-обертон, который удобнее всего извлекается на 12-ом, 5-ом и 7-ом ладу гитары. Для получения флажолета нужно слегка прикоснуться кончиком пальца к струне точно над 7-ым ладом 1-ой струны (а не за ним, как при обычном звукоизвлечении), извлечь звук правой рукой, после чего сразу убрать палец.
- флажолет на 7-ом ладу 1-ой струны соответствует флажолету 2-ой струны на 5-ом ладу
- флажолет на 12-ом ладу 3-ей струны соответствует 1-ой струне, зажатой на 3-ем ладу
- 3-я струна настраивается по 2-ой струне, зажатой на 8-ом ладу (эпизод из октавной настройки)
- флажолет на 7-ом ладу 3-ей струны соответствует флажолету 4-ой струны на 5-ом ладу
- флажолет на 7-ом ладу 4-ой струны соответствует флажолету 5-ой струны на 5-ом ладу
- флажолет на 7-ом ладу 5-ой струны соответствует флажолету 6-ой струны на 5-ом ладу
Настройка по флажолетам – самый сложный и точный способ, которым пользуются профессионалы. Он позволяет услышать малейшие расхождения по высоте между струнами. Описанные выше способы предпочтительны для ученика из-за того, что вносят вклад в развитие музыкального слуха. Если по какой-то причине такой задачи перед вами не стоит, то наиболее удобным вариантом будет настройка с помощью тюнера, о которой мы расскажем здесь.